Не так давно получил личное послание от одного из посетителей моего сайта. Без комментариев по согласованию с автором привожу его здесь. Ваше мнение по этому поводу? Здравствуйте, Doroeg. http://rzdoro.narod.ru/kir_2_11_2.htm Около 20ти лет работаю в энергетике, из них более 10 мастер службы ПС с соответствующими оперативными правами. Очень сложных ПС у меня нет, но самые распространённые - 2 СШ с ОСШ имеются. За все года работы, признаюсь честно, далеко за пределами родного ПО ЭС бывал мало, работающих оперативных блокировок не встречал. Намедни - к прошедшему Дню Энергетика пришлось писать "моногорафию" на тему оперативных блокировок, не скрою списал, и что-то найти счас не могу где мой "труд" лежит. Но общая мысь такая же - где вы видели работающую электромагнитную блокировку. Если и работает, то сколько бед доставляет оперативному персоналу? Сколько работ сорвано по причине "несовершенства" оной? В прошлом году в нашем ПО ЭС восстановлена оперативная блокировка на одной из ПС, но почему-то(?!) не по электромагнитной схеме, а полностью механические.
И, надеюсь не при моей жизни, придёт неотвратимая необходимость восстановления оперативной электромагнитной блокировки. Почему? 1. Никто из нынешних менеджеров, даже при исправных оперативных блокировках не отменит и без того раздутые до безобразия бланки переключений. Попу свою прикрывать счас учат с пелёнок. 2. Если восстановить электромагнитную блокировку, то в бланки включат пункты вроде - поднести электромагнитный ключ... 3. 50% времени мы будем чинить, 20% искать где неисправность (читай "земля" в цепях питания электромагнитных оперативных блокировок, 20% писать и переписывать бланки переключений.
Это исходит даже из Вашей статьи:
> - Проверить правильность выбранного присоединения и своих действий; > > - Целостность предохранителей в цепях блокировки (или включенное положение автоматов); > > - Исправность электромагнитного ключа; > > - Если все правильно – блокировка признается неисправной и > ее нужно деблокировать с разрешения лица, имеющего на это право > приказом по предприятию и с переписыванием бланка оперативных переключений.
Ещё несколько лет назад и я так же скептически относился к "восстановлению" электромагнитной блокировки, как и автор письма. Теперь понимаю, что, как и он, исходил только из собственного опыта. Согласен с тем, что "восстановить" ЭМБ разъединителей в том виде, в котором все мы её знаем: с открытыми блок-контактами, не защищёнными от пыли и осадков, разветвлёнными цепями, которые "ходят" по всему ОРУ, бывает, что за сотни метров, а то и дальше (до километра), открытыми всем ветрам и дождям блок-замками - невозможно. Это пустая трата сил и времени. Я так и отвечал инспекторам на вопрос: "Когда будет работать блокировка?" - "Никогда". Или, как осторожно выразился автор письма:"Надеюсь, не при моей жизни". Теперь я знаю, что работоспособную электрическую (так правильнее) блокировку разъединителей выполнить можно. Всего-то нужно применить хорошие блок-контакты разъединителей и выключателей, шире применять моторные привода (чтобы отказаться от блок-замков), по возможности использовать контроллеры управления или АСУ (это для сокращения числа занятых блок-контактов и протяжённости цепей). Я уже не говорю про КРУЭ. Т.е. работоспособная блокировка может быть только на новых или серьёзно реконструируемых объектах, так я считаю. Насколько это облегчит жизнь оперативникам и релейщикам - не знаю. Бумаг меньше не станет, такие уж настали времена, но вероятность ошибок всё же уменьшится, да и одному можно станет переключаться, это тоже немаловажно. К работающей блокировке дежурные быстро привыкают, и считают это нормой.
Ну а я всё-таки соглашусь не полностью. Нет никакой необходимости применять контроллеры (хотя и можно) или вовлекать АСУ (этих раздолбаев к релейке нельзя подпускать на пушечный выстрел). Достаточно заводить сигналы положения разъединителя на реле-повторители в помещении и всю логику выполнять между этими реле. Землю становится искать очень просто, поврежденный кабель могут найти и оперативники.
Там есть ссылка на российский директивній документ, который, нас колько я умею читать, ОБЯЗЫВАЕТ на новых ПС устанавливать МПконтроллеры. Или я не прав, Александр? Как Вы обходите (или игнорируете) этот документ?
17.09.2010 10:21
SVG+15 Сообщения: 304 Регистрация: 19.08.2007 Откуда: Минская область, Беларусь
grsl>+1, за мою моральную подержку , веду тяжёлые бои за исполнение блокировок в шкафах ОПУ, а не в ОРУ.
Это прям мечта.. На контроллерах есть воплощение мечты, а вот на реле - встречалось что-то где-то нетиповое. Но зато работоспособное. Или это только кажется..
LIK>Там есть ссылка на российский директивній документ, который, нас колько я умею читать, ОБЯЗЫВАЕТ на новых ПС устанавливать МПконтроллеры. LIK> Или я не прав, Александр? Как Вы обходите (или игнорируете) этот документ?
Правы. И даже более того - данный документ запрещает использование контактов реле-повторителей блок-контактов. Область применения документа - новые подстанции ЕНЭС (или очень хорошо реконструированные).
Лично я к подстанциям ЕНЭС ну никакого отношения не имею. Что я Гекубе, что Гекуба мне?
grsl>>+1, за мою моральную подержку , веду тяжёлые бои за исполнение блокировок в шкафах ОПУ, а не в ОРУ.
SVG>Это прям мечта.. На контроллерах есть воплощение мечты, а вот на реле - встречалось что-то где-то нетиповое. Но зато работоспособное. Или это только кажется..
Понятно речь идёт о забугорном. На контроллерах сделано очень много, на реле и блок контактах сделаны КРУЭ и много, даже без контроллеров. По памяти, одну ПС ( небольшая ) клиент заказл КРУЭ Арева без контроллеров, всё на релюшках, работает без проблем. Знаю что у швейцарцев тоже есть такие заказы КРУЭ без МП контроллеров, на блок контактах и релюшках.
Из моего личного опыта, проектировал только раз ОРУ , где все блокировки в ОПУ и на релюшках ( правда и на контроллерах параллельно). Проект был на островах в Тихом океане :-), как прошли пуски не знаю, там не был :-), с вопросами не возвращались :-), таких ПС было 5 штук.
Сейчас в проекте на Африку делаю все блокировки в ОПУ ( и для ОРУ 90кВ и для КРУ 13.8кВ, всё Арева), но на МП Арева P139.