Советы бывалого релейщика

Форум посвящен вопросам релейной защиты и автоматики. Обмену опытом эксплуатации РЗА. Общению релейщиков ЕЭС России.



Советы бывалого релейщика » Измерительные трансформаторы тока (ТТ) и напряж... » Измерение электрических величин в МП устройствах.

« Предыдущая 
вольтамперные характеристики ТТ
Автор
Сообщения
LIK +53
 
Сообщения: 1927
Регистрация: 22.08.2008
Откуда: Киев
БЕРЛИНН>Коллега по работе имел подобный опыт и предположил что ВАХ снималась на сухом АТ, что и подтвердилось. Хотя я не могу понять на что может повлиять наличие масла.

Ранее не обратил внимания на этот пост.
Теперь вопросы. Так это не Вы сейчас, когда в АТ масло, а кто-то другой снимал эти ВАХ на сухом АТ?
Если так, то (только гипотеза, опыта подобного нет) можно предположить, что масло, как изол. среда, обволакивая к.з. витки, изолирует их. Повторяю – гипотеза.
По любому, я бы не рискнул оставлять эти ТТ в работе. Затраты? Как бы потом убытков не было несоизмеримо больше.
08.08.2010 10:52
Цитировать
 
БЕРЛИНН +4
 
Сообщения: 186
Регистрация: 14.12.2008
Откуда: Запорожье
LIK>С добрым утром!
LIK>Коллеге ovvium +1 за творчество мысли (независимо от правильности-неправильности; а относительно правоты - по правде сказать…надо обдумать, прежде всего Андрею). И за некоторые прежние посты, по той же причине.
LIK> А теперь по сути проблемы.

БЕРЛИНН>>есть ВАХ до 500В на вновь вводимой фазе и до 1кВ - на находящихся в работе, 400В токи по вновь вводимой и находящейся в работе фазе примерно одинаковы, то на вновь вводимой насыщение наблюдается на 500 В, на находящихся в работе - не наблюдается и на 1000В.

LIK>Это лишний раз подтверждает, что на вновь вводимых ТТ ВАХ идет гораздо ниже.
LIK>Рассуждаем дальше. Прежде всего, Андрей, меня смущает фраза:

БЕРЛИНН>>Возникла необходимость ввести в работу РЕЗЕРВНУЮ ФАЗУ АТ, которая простояла на улице нное количество лет. При снятии вольт-амперных характеристик обнаружилось, что характеристики практически всех кернов ТТ ДАННОЙ ФАЗЫ ОТЛИЧНЫ ОТ ФАЗЫ, находившейся до сих пор в работе..

LIK>Вы как-будто сравниваете только ДВЕ ФАЗЫ. А где третья? На 750 кВ ТТ двух фаз быть не должно. Ладно, будем считать, что это описка.

виноват, не верно выразился, согласен что правильнее по двум, находившимся до сих пор в работе, но дело в том что данные у меня - только по одной из этих фаз.

LIK>Еще одна несогласованность с моим постом.

LIK>>>3.Ктт подачей тока в перв. обм. и замером во втор. Вы проверяли? Если ток достаточно большой (не менее 30% от ном. (хотя бы 10, если больше нельзя), то, при достаточном колич. к.з. витков будет видно.

БЕРЛИНН>>проверяли подачей напряжения во вторичную обмотку и замера тока в ней же при разомкнутой первичной.

LIK>Я говорил о проверке Ктт НЕПОСРЕДСТВЕННО по току, а Вы о снятии ВАХ. Вообще, при наладке надо делать обе проверки. Правда, если токи – ого-го, то нужен мощный прогрузочник. Проверка ВАХ – это проверка качества вторичной обмотки, а проверка Ктт по току – непосредственная проверка Ктт (извините за многократные повторения). При послед. пров., когда уже точно известно, что Ктт правильный, можно просто сравнивать ВАХ.

БЕРЛИНН>>часть ТТ одноамперные, часть пятиамперные.

LIK>Эта фраза вообще непонятна. Надеюсь, проверяли Вы все же однотипные ТТ, которые, судя по Вашему посту, встроенные в АТ ТТ-750.

на данном АТ следующие ТТ

750кВ - у них номинальный вторичный ток 1А
330кВ - у них номинальный вторичный ток 1А
15,75кВ - у них номинальный вторичный ток 5А

Сравнивались конечно же керны аналогичных ТТ с данными по другой фазе.

LIK>Идем далее. Анализируем приведенные ВАХ.

БЕРЛИНН>>400В токи по вновь вводимой и находящейся в работе фазе примерно одинаковы.

LIK>Похоже, что это начальный участок ВАХ, который совершенно непоказателен. А зато дальше видно, что (повторюсь) на вновь вводимых ТТ ВАХ идет гораздо ниже. Далее. Самые характерные повреждения ТТ – это к.з. витки. И похоже, что на вновь вводимых…как ни печально, но они есть.
LIK>Далее. Одна из заповедей электрика: чудес не бывает. Чудо – не выявленная причина. Почему именно на вновь вводимых эти предполагаемые. к.з. витки.
LIK>У меня гипотеза, которую я выскажу в виде вопроса к ВАМ: а Вы уверены, что какое-то время эти неиспользуемые ТТ не стояли РАСКОРОЧЕННЫМИ? Скажем, при наладке наладчики (или при послед пров. эксп-ки) забыли закоротить. Все забыли, кроме используемых. Потом увидели, «по быстрому» поставили перемычки, и никому ничего не сказали. А для одноамперного ТТ при больших токах много времени и не надо, чтобы витки пробились.

Это резервная фаза, которая стояла невдалеке от работающего оборудования. Сейчас не могу сказать в каком состоянии были при этом вторичные цепи тока.

LIK>В моей наладочной практике похожий случай был (теперь, за давностью лет, надеюсь, «дело можно не заводить»),
08.08.2010 13:56
Цитировать
 
БЕРЛИНН +4
 
Сообщения: 186
Регистрация: 14.12.2008
Откуда: Запорожье
БЕРЛИНН>>Коллега по работе имел подобный опыт и предположил что ВАХ снималась на сухом АТ, что и подтвердилось. Хотя я не могу понять на что может повлиять наличие масла.

LIK>Ранее не обратил внимания на этот пост.
LIK>Теперь вопросы. Так это не Вы сейчас, когда в АТ масло, а кто-то другой снимал эти ВАХ на сухом АТ?

Как раз это мы сейчас, то есть в четверг, когда снимали ВАХ масла в данной фазе не было.

LIK> Если так, то (только гипотеза, опыта подобного нет) можно предположить, что масло, как изол. среда, обволакивая к.з. витки, изолирует их. Повторяю – гипотеза.
LIK>По любому, я бы не рискнул оставлять эти ТТ в работе. Затраты? Как бы потом убытков не было несоизмеримо больше.
08.08.2010 13:57
Цитировать
 
LIK +53
 
Сообщения: 1927
Регистрация: 22.08.2008
Откуда: Киев
LIK>>2.Какой это ТТ (тип, Ктт)?

БЕРЛИНН>на данный момент знаю, только что ВСТРОЕННЫЕ ТТ АТ 750кВ.


БЕРЛИНН>Это резервная фаза, которая стояла НЕВДАЛЕКЕ от работающего оборудования. Сейчас не могу сказать в каком состоянии были при этом вторичные цепи тока.


Так встроенные или стоящие не на работающем оборудовании? И если не на работающем, то в первую очередь ПЕРВИЧНЫЕ цепи не обтекались током.

Андрей. Если Вы по-прежнему надеетесь на помощь, более четко расскажите, какие же это ТТ (и работающие, и резервные). Какая первичная и режимная схемы этих цепей? И если эти ТТ где-то хранились, то какие условия хранения.
И не мешает также вторичные схемы (хоть на словах). Последнее непосредственно к ВАХ не имеет отношения. Но просто интересно, что это за схемы с двумя фазами. Скорее всего, это цепи не защит на откл. (какие-нибудь перегрузы, запуски охлаждения, бл-ки РПН...).
08.08.2010 17:20
Цитировать
 
БЕРЛИНН +4
 
Сообщения: 186
Регистрация: 14.12.2008
Откуда: Запорожье
LIK>Так встроенные или стоящие не на работающем оборудовании? И если не на работающем, то в первую очередь ПЕРВИЧНЫЕ цепи не обтекались током.

Я в первом посту написал, что неприятности с ВАХ встроенных ТТ резервной фазы АТ, которая несколько лет была не в работе и отделена и по первичке и по вторичке.

LIK>Андрей. Если Вы по-прежнему надеетесь на помощь, более четко расскажите, какие же это ТТ (и работающие, и резервные). Какая первичная и режимная схемы этих цепей? И если эти ТТ где-то хранились, то какие условия хранения.

Условия хранения - на улице.

Насчет двух фаз я наверное не совсем четко сформулировал свою мысль. Исходная ситуация была следующая - в работе были три однофазных АТ собранных в трехфазную группу. Одна из фаз загазовала и ее решили заменить на резервную.

Как я уже говорил, что изначально ВАХ ТТ резервной фазы снимались на АТ без залитого масла. Сегодня, после заливки в фазу масла - результаты ВАХ не отличаются от ВАХ двух фаз, находящихся до сих пор в работе, то есть проблема снята. Хотя для меня остается загадкой причем к ВАХ наличие масла в фазе?
09.08.2010 12:02
Цитировать
 
LIK +53
 
Сообщения: 1927
Регистрация: 22.08.2008
Откуда: Киев
Теперь ситуация понятна. Гипотезу относительно того, почему ВАХ без масла отличается от ВАХ с маслом, я уже высказал.

LIK> Если так, то (только гипотеза, опыта подобного нет) можно предположить, что масло, как изол. среда, обволакивая к.з. витки, изолирует их. Повторяю – гипотеза.

Согласитесь, Андрей, если ТТ исправны, то ВАХ что с маслом, что без масла. И если действительно масло устраняет к.з. в витках, то…Вы же снимали ВАХ при малых токах через втор. обмотку ТТ и при хорошем масле. А если через ТТ будут течь большие токи? А если температура масла сильно повысится, если вообще оно закипит в результате аварии внутри АТ? Либо, наоборот, будут сильные холода? Или прост о уже масло состарится? Словом, я имею в виду изменение его свойств по сравнению с нынешними, что оно хуже будет изолировать предполагаемые к.з. витки.
Правда, я с подобным не сталкивался. Но если мне что-то непонятно, я не делаю заключний.
На что еще может повлиять масло в ТТ? То есть, предположим, межвитковая изоляция в порядке, и масло влияет на что-то другое. На что? Изменяются свойства железа? Видимо, глупость.
Хотелось бы, чтобы те форумчане, которые точно знают об этом «чуде» и его причинах, окликнулись. И или сняли бы вопросы, показав, что с ТТ все ОК, или точно указали бы дефект.
09.08.2010 12:35
Цитировать
 
БЕРЛИНН +4
 
Сообщения: 186
Регистрация: 14.12.2008
Откуда: Запорожье
LIK> Хотелось бы, чтобы те форумчане, которые точно знают об этом «чуде» и его причинах, окликнулись. И или сняли бы вопросы, показав, что с ТТ все ОК, или точно указали бы дефект.

буду звонить в ЗТЗ и в ЗВА, просить обьяснений. Как получу консультацию-отпишусь.
09.08.2010 15:19
Цитировать
 
Саня +3
 
Сообщения: 148
Регистрация: 08.04.2008
Откуда: Минск
БЕРЛИНН>Как я уже говорил, что изначально ВАХ ТТ резервной фазы снимались на АТ без залитого масла. Сегодня, после заливки в фазу масла - результаты ВАХ не отличаются от ВАХ двух фаз, находящихся до сих пор в работе, то есть проблема снята. Хотя для меня остается загадкой причем к ВАХ наличие масла в фазе?

Путь магнитного потока рассеяния, который, срываясь с магнитопровода ТТ и замыкаясь по воздуху или маслу, встречает разное "магнитное" сопротивление.
09.08.2010 23:42
Цитировать
 
LIK +53
 
Сообщения: 1927
Регистрация: 22.08.2008
Откуда: Киев
С добрым утром!
Андрей. Ваш вопрос прямо для «А Вам слабо».
Неразгаданные загадки меня тяготят. И я попытаюсь... Сказать: решить – неверно. Для этого нужен эксперимент. Но даже теоретическое нахождение возможных причин дают успокоение. Это значит, что «барабашкам там делать нечего».
Начну с того, что я уменьшил вероятность к.з. витков почти до нуля. Эту версию я выдвинул, не зная всех обстоятельств. А теперь для этого почти нет причин. Действительно, вряд ли кто-то стал бы пропускать большой ток через обмотку 750 кВ АТ, одиноко стоящего на улице.
А нахождениеАТ на улице при тех условиях, к которым он предназначен по своему климатическому исполнению (даже без масла) не могли привести к оголению изоляции ТТ (причем всех одинаково – ведь ВАХ одинаковы). Еще можно допустить какую-то небрежность при заводских испыт. (не были закорочены, как положены втор. обм ТТ). Но Андрей пишет о замеченной давно тенденции (тенденция – однако). И предположить, что у всех тех ТТ зам-ся витки, причем одинаково… Даем этой гипотезе ну очень маленькую вероятность.
А что тогда? Саня пишет о магнитном потоке, который по маслу замыкается не так, как по воздуху. Уважаемый коллега, основной поток – по стали. А то, о чем Вы пишете – это потоки рассеяния, которые незначительны.
Идем дальше. Зафиксируем такую мысль. При одном и том же напряж. сопротивление обмотки МЕНЬШЕ НА ВОЗДУХЕ, ЧЕМ В МАСЛЕ (ведь ток там больше). То есть, НАЛИЧИЕ МАСЛА УБИРАЕТ КАКУЮ-ТО ШУНТИРУЮЩУЮ ОБМОТКУ ЦЕПЬ.
Дальше. К.з. витки, считаем, отпадают. Магн. св-ва стали магнитопров. почти не меняются от масла. Как говорит один наш коллега, бывший среднеазиатский, а ныне гораздо ближе…ближневосточный: «Где же собака порылась?».
А мы забыли еще про один параметр – ЕМКОСТЬ. В, по сути, катушке индуктивности? ДА!!! Ведь конечной емкостью обладают любые два проводника, изол. друг от друга. Например, витки обмотки. А в 1 амперных ТТ этих витков много. Другое дело, Какое влияние эта емкость оказывет. Но она есть.
Итак, эквивалентная емкость от всех взаимных ємкостей между витками обмотки. И она как раз шунтирует обмотку. Принимаем эту гипотезу рабочей и разрабатываем ее дальше.
При заливке масла ток стал менше. Значит, сопротивление, шунтир. обм., увеличилось. А емкость обратно пропорц. емк. сопр. Значит, она уменшилась в масле.
Вспоминаем формулу для определения емкости. И видим, что не поменялось ничего, кроме диэл. проницаемости среды. Емкость прямо проп. диэл. проницаемости. Значит, по нашим рассуждениям, эта диэл. проницаемость у масла должна быть меньше, чем у воздуха. Смотрим по справочникам. Ого!!! На несколько порядков меньше.
Вывод. При заливке масла межвитковая емкость меньше шунтирует обмотку. чем в воздухе
Возможная причина найдена. Думаю, Андрей, ТТ менять не надо.
Если бы еще коллеги подтвердили мои мысли.
10.08.2010 09:36
Цитировать
 
Ответить « Предыдущая 

Переход:      
 
 
Powered by communityHost.ru v3.2