rza_vvt>На баке трансформатора имеется предохранительный клапан, осуществляющий "выброс" масла при создании избыточного давления в баке Т. Предохранительные клапаны современных Т снабжены сигнальными контактами. Производитель неуверенно, но рекомендует посылать сигнал от данного клапан на отключения, мотивируя указанное действие резервированием действия ГЗ. Где то на форуме встречал, что был приказ/распорежение о переводе действия предохранительного клапана на сигнал, но в данный момент как столкнулся с данным вопросом найти к сожалению не смог. В связи с вышеизложенным обращаюсь к участиникам форума с просьбой дать ссылку на приказ/распоряжение или тему с обсуждением вопросов работы предохранительно клапана, если я ни чего не перепутал и оно действительно имеется.
Федя>>Предохранительный клапан сейчас устанавливают вместо выхлопной трубы с мембраной.К сожалению на больших трансформаторах я их пока не видел, а на 16 МВА видел, но там они сделаны без всяких контактов. scorp>На 17 тр-рах мощностью 500-100 МВА установлены ПК и по проектам действуют в терминалы (снабжены 2 контактами) основных защит на отключение scorp>Встречал ПК и без контактов на тр-сах,примерно 2000 г выпуска ЗТЗ
Dmitriy>В Германии практически все маслянные трансформаторы снабжаются "предохранительным клапаном". Встречал его на 8-12MVA, даже по-моему на маленьком, герметичном ТСН 2,5MVA без расширителя. Как и второй контакт реле Бухголца действует на отключение, всегда.
Dmitriy>P.S. Если я правильно понял о чем речь ... он тут "клапаном сброса давления" зовется. Выглядит как "грибок" или "шишка", установлен на крышке трансформатора. Dmitriy>Для опробования можно шток сигнальный рукой вытянуть.
Antip>Приходило письмо из ЦИУС ЕЭС - ЦИУС Центра за №Ц1/3/2071 от 03.11.2009
Antip>"Уважаемые коллеги! Antip>В связи с участившимися случаями отключения авто(трансформаторов) и реакторов от ложного замыкания контактов, контролирующих состояние предохранительных клапанов, необходимо на всех вновь строящихся и вводимых объектах выполнить следующее..." и бла-бла-бла - перевести их с отключения на сигнал.
Antip>Как понятно из письма, ни изготовитель трансформаторов, ни тип датчиков не указан этими ребятами.
rza_vvt>>....Соответственно ставил пром.реле для размножения контактов и посылала отдельно на сигнал и отдельно на отключение. Разделял для обеспечения возможности вывода действия клапана на отключение.
Dmitriy>А почему так? Dmitriy>Посылайте сигнал на отключение через BI терминала зашиты Т, а если требуется дополнительная сигнализация для АСУ, то паралельно входу вешайем РП. Dmitriy>Или вы на прямую потом на КО выключателя сигнал посылаете?
Dmitriy>Трудно разойтись с редундантными защитами. Когда два комплекта отдельно по опертоку выстраиваются. Плюс выключатели имеют две независимые по опертоку КО, да еще транс трехобмоточный и выключателя четыре ... Dmitriy>Вот еще как реализовывал. Dmitriy>Два независимых ввода ШУ на шкаф защиты. Два дублирующих комплекта защит. Dmitriy>Комплект I - питание от ввода I Dmitriy>Комплект II - питание от ввода II Dmitriy>"После терминалов" через отдельный автомат реализуется диодная развязка, образовывается общая ШУ для "механических" защит трансформатора - Бухголц, Клапан, Температура, Масло. Контроль БК Автомата и напряжения в этом контуре тоже немешает реализовать. Dmitriy>В обоих терминалах-комплектах выделяется гальванически развязанная группа BI под мех. защиты. Если АСУ реализуется не через BUS, а конвекционно (и есть проблема с BO на терминалах), то ставлю паралельно сигналу - BI одно маленькое РП, использую его ТОЛЬКО для сигнализации в АСУ. Dmitriy>Такое решение к тому же еще и очень компактно в плане внутреннего монтажа, так как все задачи управления четырьмы выключателями решаются в терминалах защит. Потом ранжирую мех.защиты действующие на отключение в самом терминале напрямую |BI|-->|BO| без всякой пром логики. Если очень необходим перевод защиты на сигнал, то его можно реализовать до входа в терминал, либо с помощью логических блоков в терминале. Второе на мой взгляд обоснованней, РАПом терминала контролируется положение накладки т.е. собирается компромат на ОП . Dmitriy>_____ Dmitriy>Напряжения на вводах контролируется самими терминалами, в пром контуре дополнительным реле, решена проблема с недостачей контактов, прямое действие на оба терминала-все выключатели, очень компактно.
Dmitriy>А вобще если подсуетиться вовремя, то иногда можно заказать дополнительные контакты для второго комплекта.
Dmitriy>+++++ Dmitriy>Валера твой вопрос. Жаль трансформатор далеко. Dmitriy>Попробую найти доку на само "железо". Найду ответ дам знать.
Dmitriy>>.
rza_vvt>Предложенное решение интересно, но возникает вопрос с точки зрения "дублирования". Если мы говорим о дублировании ради исключения отказа самого терминала, то предложенное Вами решение вполне отвечает требованиям дублирования. Но если мы говорим о "полном" дублировании тогда не совсем хорошо, при КЗ на "объедененных" цепях теряем тех.защиты полностью (если не ошибаюсь ГЗ у Вас тоже в этих цепях), что не есть гуд. В выполненых мной схемах РП сигнализирующие действие тех.защит (РУМ, Температура, отсечной.клапан, предохранительный клапан) были запитаны от отдельного АВ, что в принципе соответствует принятому Вами решению за одним исключением, что нет второго ввода, в чем Ваше решение более надежнее. Но ГЗ транса и РПН считаю необходимым заводить отдельными сигнал на каждый комплект ДЗТ (сейчас на ДЗТ и КСЗ ВН) по их (терминалов) опертоком. Все таки газовой защите я доверяю больше, чем предохранительным клапанам, соответственно считаю, что допущенное "слабое" место с точки зрения питания РП допусимо. rza_vvt>Т.е. для организации технологических защит считаю оптимальным принимать организацию указанных Dmitriy ШУ тех.защит, но ГЗ заводить отдельно на каждый терминал по опертоком этого терминала. Остается теперь производителям терминалов РЗА для Т, АТ предусмотреть подобное решение, так как производители трансов я больше чем уверен не станут "заморачиваться" дополнительными контактами. rza_vvt>Может имеет смысл расширить тему и назвать ее чем то в духе "Организация технологических защит Т(АТ)"?
Согласен с последним предложением (во всех смыслах этого слова). Отсебя . В последних проектах АТ видел организацию технологических защит от отдельного опертока через выходные промреле. А от тех защит, что действ. на откл., контакты их промреле заводятся в опертоки каждого из компл. защит АТ, действуя через диодные развязки на терминалы и на вых. реле комплектов. О каждом из действий техн. защит сигнализируют блинкеры. А регистрация на внешний регистратор идет от герконовых контактов блинкеров.
08.04.2010 12:11
Dmitriy+28 Сообщения: 1062 Регистрация: 20.06.2007 Откуда: Berlin
..."организацию технологических защит от отдельного опертока через выходные пром реле. А от тех защит, что действ. на откл., контакты их промреле заводятся в опертоки каждого из компл. защит АТ, действуя через диодные развязки на терминалы и на вых. реле комплектов" Жесть! ... сложно понять зачем их контакты действуют через диодные развязки на терминалы, да еще и на их выходные реле. Это сколько там контактов 2 для терминала ... 4 выключателя 2 контура = 2+4x2=10 чтоли?
... те пром реле действуют на эти, которые через соседский геркон передают в регистратор. В чем прикол то? 20мс (первое пром реле) + 20-30мс-действие терминала (или выходного пром реле) + 50мс выпадание блинкера ... и потом только в регистратор, ради чего не понял. Проще нельзя, РП ГЗ - действует на терминал (= ЦРАП) и на сигнал, все. ИМХО, если даже так, то РП не абы какое бы поставить, а типа АВВ как на фотке в нижней части ряд. http://andre.3d-projektierung.de/files/100_3711.JPG RK 216 463-AS или RK 216 263-AS у них время срабатывания 4ms. Стоят 300€ штука!!! Промконтур диодной развязкой дешевле образовать и быстродействие не страдает. Иначе какой-то огород получается
Встречал в последних проектах что поставщик поставлял трансформатор с технологическими защитами с истиными двумя контактами, но то было прописано очень жёстко в ТЗ. А вот недавно встретил другую фишку, контакт на самом газовом один, а у себя в шкафу хитрецы поставщики размножили с помощью дешёвого медленого реле на непонятно откуда взятом питании. Так что прослеживайте :-).
По правде сказать, я только по предложению коллеги создал тему. Сейчас обсуждать подробно схемы не готов. Я привел недавно виденный чужой проект. Дмитрий! Вы не совсем правильно с моих слов поняли схему. Но отстаивать ее я не буду – она мне самому не нравится. Внимательно прочел ваше с rza_vvt обсуждение. Сознаюсь - предложения коллеги rza_vvt мне ближе. По ГЗ было отдельное обсуждение:
(Хотел дать сссылку, но Слава опять меня опередил).
Приятного обсуждения.
Дойдет до проекта и появятся собственные мысли, я тоже приму участие.
grsl> grsl>А вот недавно встретил другую фишку, контакт на самом газовом один, а у себя в шкафу хитрецы поставщики размножили с помощью дешёвого медленого реле на непонятно откуда взятом питании. Так что прослеживайте :-).
Есь такая штука причем размножение сделано на реле которое питается от переменного тока.
Перенношу посты сюда из темы предохранительного клапана
rza_vvt>>Но если мы говорим о "полном" дублировании тогда не совсем хорошо, при КЗ на "объедененных" цепях теряем тех.защиты полностью ... rza_vvt>>Но ГЗ транса и РПН считаю необходимым заводить отдельными сигнал на каждый комплект ДЗТ (сейчас на ДЗТ и КСЗ ВН) по их (терминалов) опертоком.
Dmitriy>Ежели они есть эти сигналы и контакты для двух комплектов, то кто бы спорил. Dmitriy>ИМХО это решение использую при недостаточном количестве контактов у тех.защит.
Dmitriy>Я так понял из поста выше если дополнительного контакта нет, Вы ставите пром реле между ГЗ и двумя терминалами ... Разве это не слабое звено? + 10-20ms. А откуда вы его питаете? ... я не пойму. Dmitriy>Или у вас ШУ для обеих терминалов изначально общая и это реле висит паралельным контуром к терминалам?
Dmitriy>Применительно к предложенному мной решению, что мешает после диодной развязки поставить не один, а два автомата если не хочется терять тех.защиту полностью?
rza_vvt>>Остается теперь производителям терминалов РЗА для Т, АТ предусмотреть подобное решение, так как производители трансов я больше чем уверен не станут "заморачиваться" дополнительными контактами. Dmitriy>Производители трансов тоже люди которые хотят кушать. Dmitriy>Ставьте задачей второй контакт, копеечное дело ...
Dmitriy>++++++++++ Dmitriy>Мне этот общий контур для терминалов нравится еще тем, что порою всплывают вещи которые не отнести ни туда ни сюда ... не знаю, например импульс синхронизации из АСУ. И тогда там удобно можно приладить оптрончик или что нибудь подобное. Dmitriy>Или запитать оттуда контроллер управляющий системой охлаждения. В россии такого не делаю, это пример, не пинайте Dmitriy>_______ Dmitriy>P.S. Замечание хорошее Вы сделали, спасибо. Возьму на заметку, буду дополнительно делить ГЗ от остальных.
rza_vvt>Добавлю про общую шинку (через диодную развязку которая). Что то в голове вертится, пока не совсем сформировалось, но вот вопрос не возникне ли проблем при отыскании земли в оперативных цепях, если снижение изоляции произойдет как раз на этих шинках (присодинениях этих шинок)? Т.е. я считаю, что при снижении изоляции в цепях, сформированных через диодную развязку, у на будет снижение изоляции на обоих секциях шин ЩПТ, что приведет в замешательство при определеении направления поиска неисправности.... Хотя щас на ЩПТ есть системы селективной сигнализации, но.. получается будут АВ обоих терминалов РЗА сигнализироваться ... или я не прав?
rza_vvt>/////По поводу включение прореле и т.д. ГЗ садил напрямую на терминалы (реле с двумя контактами), остальное через пром.реле. смонтированные на отдельной панели. Пром.реле питал от отдельного АВ, который подключен к одной из секций ЩПТ. Для сигнализации неисправнотей ставил отдельные РУ (в терминале РЗА ЭКРА был прием сигнала "низкий/высокий уровень масла" во для "разбежки" на панели два РУ, а в терминалы объедененный сигнал ну и так и далее еще пара сигналов была организована). А причиной для организации панели было требование производителя транса о отключении транса при неисправностях системы охлаждения в соответствии с ПТЭ (см. соседнюю тему). (хотя не панель конечно для двух АТ получилось два небольших блочка, даже пол панели не заняли, привентили все на сколько не изменяет память на одну из панелей РПР)
Dmitriy>Этот вопрос относится к отличию идеологий...децентрализованное образование необходимых шин в шкафах, а не один раз на всех. Dmitriy>Да, будет на двух секциях снижение изоляции. Dmitriy>Даже при отсутствии спец. тех. мероприятий для определения поврежденного присоединения, благодаря редундантности вводов, это достаточно просто проверить (не оставляя присоединение без защит): Dmitriy>- отключил один из автоматов, пропало ЗЗ, а на соседней осталось, все нашли. Dmitriy>- отключил один из автоматов, а ЗЗ на обеих секциях осталось - не то присоединение, ищи дальше. Dmitriy>Думаю, при наличии выучки и внятной инструкции замешательства это вызывать не должно. Хоят не знаю.
rza_vvt>>А причиной для организации панели было требование производителя транса о отключении транса при неисправностях системы охлаждения ... Dmitriy>А вот кстати для крупных трансов мне кажется осмысленным устанавливать отдельный контроллер управления системой охлаждения в шкафу защит и управлять пускателями в ШАОТ дистанционно. Пока не делал, но при случаи неприменно замучу.
rza_vvt>>>>А причиной для организации панели было требование производителя транса о отключении транса при неисправностях системы охлаждения ... grsl>>ЗАЧЕМ????????? Dmitriy>А по-моему для трансформаторов с системами охлаждения ДЦ - с принудительной циркуляцией и дутьем это требование прописано в ПТЭ (я его правда 9 лет назад последний раз в руках держал, может и ошибаюсь).
Dmitriy>У меня на одной подстанции (прежнее место) два транса АТДЦТНГ были. Когда у одного ШАОТ выгорел, его действительно пришлось отключать. Не автоматически конечно, персонал вывел. Dmitriy>Там радиаторы из тонких трубок выполненны и если маслонасосы останавливаются, то естественной циркуляции практически нет. Dmitriy>Да и радиаторы в закрытых колонках находятся, остановились вентиляторы колонки, считай потерял и маслонасос. Dmitriy>Дык вот он родной, маленький всего 63MVA, а охлаждение там - байконурское одним словом. Dmitriy>http://3d-projektierung.de/index.php?a=trafo Dmitriy>http://3d-projektierung.de/catalog/3D/trafo/trafo03.html Dmitriy>Мы даже умудрились с ребятами бухгольца на нем сменить с 5 тоннами масла в расширителе и поломаным шибером :=)))) Dmitriy>Ух и припекало нас тогда с другом, пока ОВБ с подстанции домой везли. С ног до головы маслом пропитались, с волос капало =))) Dmitriy>Русский экстрим! Dmitriy>>А по-моему для трансформаторов с системами охлаждения ДЦ - с принудительной циркуляцией и дутьем это требование прописано в ПТЭ (я его правда 9 лет назад последний раз в руках держал, может и ошибаюсь).
rza_vvt>Да ПТЭ, но там же оговорочка, типа "если иного не требует производитель", во у производителя уточнил, он и подтвердил, что надо. rza_vvt>По поводу контроллела. Сегодня в ШАОТах (вернее в ШДЦ) комплектнго с трансом идет не чисто набор промок, ПМ и АВ, но еще и терминал (контроллер), производящий управление охладителями. Он и температуру измеряет и есть модификации с замером тока. Те что еще и ток измеряют могу расчитать температуру наиболее нагретой точки масла... Вот установка его в ШАОТе кажется не совсем логичной, лучше его поставлять не установленным в ШАОТе, а отдельно, на ГЩУ, и организовать в нем логику отключения АТ при отключении всех охладителей. rza_vvt>Собственно что и указал Dmitriy.
grsl>Я бы потребовал от производителя АТ(Т) статистику отключения трансов по неисправностям в охладительной системе. grsl>Никогда ещё с таким не встречался....
grsl>По поводу контроллеров температуры, некоторые производители поставляют такого типа приборы россыпью, скажем вместе с прибором автоматики РПН и действительно такие приборы устанавливают потом в шкафах управления или защит трансов. Некоторые включают их на сигнал на отключение ( по маслу и по температуре обмоток), некоторые только на сигнал. Но вот пока не встречал чтобы их подключали на систему охлаждения трансформаторов, (хотя конечно возможно). Для того есть отдельная система в ШАОТ ( или называйте как хотите). grsl>Я больше придерживаюсь правила что система охлаждения трансформаторов, его логика и температуры, дело производителя трансформаторов, а не наше.
09.04.2010 09:19
Dmitriy+28 Сообщения: 1062 Регистрация: 20.06.2007 Откуда: Berlin
rza_vvt>... Вот установка его в ШАОТе кажется не совсем логичной, лучше его поставлять не установленным в ШАОТе, а отдельно, на ГЩУ, и организовать в нем логику отключения АТ при отключении всех охладителей.
Точто, не место ему там возле транса, он в ОПУ должен стоять. А по мне так в нижней части шкафа защиты на двери, и небольшую схемку управления. Слава, для маленьких трансформаторов "температурные реле для PT-100" нам в "рассыпуху" поставляют, мы их в CН ячейки как правило монтируем рядом с защитой. Ты наверное про них говоришь. Там такой системы охлаждения как правило нет, управлять нечем только сигнал и отключить.
У трансов побольше ... как-то боязно за эти штуки. Ударит молния в портал трансформаторный и копец этому контроллеру. Еще хуже, запитают от силового ввода и потом вот таким требованием как у rza_vvt с точки зрения надежности только подтереться. Потому и говорю - в шкаф, на общую шину (через диоды) и для двух комплектов защит.
На больших, и мы с тобой говорим об однго типа приборах, часто заказывают отдельно и ставят их действительно в шкафу защит, что то типа TRAFOGAURD MR или Меssko EPT202. Но они не управляют охлаждением..насколько я знаю, температура масла, обмоток, горячая точка, дейстительно с поправкой по току. А вот на отключение от них дело такое, далеко не все хотят делать. Очень спороное дело. На сегодняшний день знаю только о их направильном срабатывании ( на самом длеле дело в насторйках или в подключении кабелей, там двойные экраны и прочая муть) и не знаю ни об одном случае отключения. всегда электрические защиты раньше отрабатывают.
А вообще то я неправ, делают от них управление охлаждением, вспомнил, даже видел. Даже ещё видел они запускали систему охкаждения с определёной переодичностью, чоб не застоялась. Но одно точно, всегда в ОПУ их видел, не на улице. Контактoв у них достаточно, не надо развязок.