Советы бывалого релейщика

Форум посвящен вопросам релейной защиты и автоматики. Обмену опытом эксплуатации РЗА. Общению релейщиков ЕЭС России.



Советы бывалого релейщика » Релейная защита и автоматика трансформаторов и ... » Показания положений РПН тр-ра в МП авторегулято...

 Следующая »
Автотрансформатор-фазировка дифзащиты ДЗТ23
Автор
Сообщения
альбертович
 
Сообщения: 87
Регистрация: 29.01.2009
Обычный автотрансформатор- 800 МВА, группа из трех АТ по 267МВА, 500/220/10кВ. Подскажите, как проверить фазировку дифференциального реле ДЗТ-23. Дело в том, что на стороне треугольника 10кВ, практически нет нагрузки-через реактор 10кВ сидит ТСН на две-три лампочки.
Защита введена в работу 20 лет назад с уставкой срабатывания 0,3Jном.
И вот буквально вчера, при к.з. у шин 220кВ на ВЛ 220кВ- сработала излишне. Проверили все что можно, дефекта нет.
Единственное подозрение не сфазирована сторона 10кВ защиты АТ,
А может ее совсем исключить? Диф защита ошиновки 10кВ имеется.
Кто имеет опыт фазировки ДЗТ-23 автотрансформатора, откликнись!
С уважением.
02.03.2010 06:56
Цитировать
 
doro +27
 
Сообщения: 819
Регистрация: 11.05.2007
альбертович>...Проверили все что можно, дефекта нет...
Для послеаварийной проверки "проверили что можно" не подходит. Нужно искать целенаправленно. Если бы КЗ было на ошиновке 10 кВ, еще можно было бы объяснить ошибкой в сборе токовых цепей. Но в этом случае какое-то там чувство подсказывает, что ошибка - в отстройке от апериодической составляющей (фильтр второй гармоники или что-то вокруг него). Или в неидентичности трансформаторов тока.
альбертович>...А может ее совсем исключить? Диф защита ошиновки 10кВ имеется...
Да нет, наличие дифзащиты ошиновки никак не оправдывает открытие плеча 10 кВ АТ. При КЗ на ошиновке 10 вполне вероятно, что ДЗТ обгонит ДЗО.
А если есть сомнения в правильности сборки токовых цепей - проверьте от постороннего источника. Как выполнить - на страницах http://rzdoro.narod.ru/fat_4.htm

http://rzdoro.narod.ru
02.03.2010 07:36
Цитировать
 
R14 +46
 
Сообщения: 677
Регистрация: 06.12.2007
Как то совсем недавно я об этом писал. Методика выбора Кт недостаточно учитывает преходный режим. Поэтому торможение должно быть введено со всех сторон. Кт следует без расчета ставить максимальным (Кт=1). Получается реально Кт=0,5. Он никогда не помешает сработать при КЗ в зоне и получше затормозит вне зоны. Вероятно у Вас Кт поменьше установлен. Точно тк же и в расчете ДЗШТ. Проэтому эти защиты и стреляют при КЗ вне зоны, особенно ДЗТ-21 (23). А 10 кВ не при чем. Она не обтекалась током.
Методику выбора Кт с учетом переходного режима можно посмотреть у ЭКРы (методика выбора уставок ДЗЛ). Там прекрасно видно, что при КЗ вне зоны в переходном режиме, один ТТ может давать 100% тока, второй ТТ-30%. И угол между ними может быть не 180 градусов, а на 70 градусов меньше. Весь небаланс требуется затормозить.
02.03.2010 08:12
Цитировать
 
LIK +53
 
Сообщения: 1927
Регистрация: 22.08.2008
Откуда: Киев
И я свои «пять копеек вставлю». Какое к.з.? Междуфазное, однофазное?
Если однофазное, то может еще, в принципе быть срабатывание от 3Io. Но это в принципе, а не сейчас. Сейчас, раз ДЗТ-23, то схема ТТ со стороны 220 кВ должна быть D, который фильтрует 3Iо.
Это я просто пользуюсь случаем напомнить, чтобы при программировании МП ДЗТ «не забывали» исключать 3Iо стороны с заземл. н-лью из дифтока. Просто. Были такие случаи, которые приводили к ложному срабатыванию У профессионалов прошу прощения за напоминание очевидных вещей.
02.03.2010 10:31
Цитировать
 
альбертович
 
Сообщения: 87
Регистрация: 29.01.2009
Спасибо Всем откликнувшимся!
Информация к размышлению….
- внешнее к.з. на ВЛ у шин, фаза «С», сработала диф. защита ДЗТ 23 группы однофазных АТ фаза «В».
- что если третичная обмотка - треугольник 10кВ, не сфазированная, при трансформации «1» фазного к.з. вызвала несимметрию и реле отработала.
- откопал типовой проект ТЭПа, 1978г. Правда для трехфазных АТ-125-250МВА 500-330/110/35кВ № 52881-э, п.5 где при отсутствии нагрузки на низшем напряжении токовые цепи низкой стороны в диф. Защиту не заводятся.
- согласно РУ 13А, в схеме диф.защиты на сторонах 500кВ и 220кВ трансформаторы тока соединение звезда. Стр.82-84.
Кт=0,9
- проверка АТ такой мощности 3х267МВА от постороннего источника 0,4-6кВ может быть проблематична.
Вот такие заметки. Еще раз спасибо.
03.03.2010 23:31
Цитировать
 
Модераторы форумов
grsl +101
 
Сообщения: 4577
Регистрация: 04.03.2008
Откуда: http://rzia.ru/
По идее нет никакой надобности при ненагруженой третичной обмотки заводить её ТТ в ДЗТ.
Причём вне зависимости от типа защиты. При КЗ в зоне и так ДЗТ сработает, а внешнего КЗ там нет.
С другой стороны у вас там есть какая то минимальная ( нулевая нагрузка), т.е. внешнее КЗ может быть, пусть даже после реактора.
Кстати как реактор защищён.


АТ всё таки с этой защитой простоял 20+ лет, наверное однафазных КЗ не один десяток были.
Но тут КЗ было рядом с шинами.

Немного сбивает с толку, что ТТ в звезду собраны, где то должен по идее быть переход в промежуточные ТТ собраные в треугольник, чтобы убрать 3I0. Уставка 0.3 номинала, как мне кажется низковата, вопрос 0.3 номинала от ТТ или номинального тока АТ.

Вот продавить такой АТ первичкой, надо что то мощное, например передвижной дизель , надо считать токи и сопротивления АТ.
Попробовать подать 0.4кВ с стороны 10.5кВ?

Пока первое впечатление, что проблема не в фазировке ( хотя и это может быть) ,а в уставках и самом реле.

Новый Форум "Советы Бывалого Релейщика"
http://rzia.ru/
04.03.2010 08:18
Цитировать
 
R14 +46
 
Сообщения: 677
Регистрация: 06.12.2007
Вот это уже информация. При КЗ ф. С срабатывае ДЗТ ф.В. Во вторичных цепях ф. В тока не должно быть. Он действительно мог появится если ТТ со стороны НН встроены в фазу, а не на выводах, а соединены в звезду. Иногда так делается и тогда цепи НН должны собираться в треугольник. Если это так, то 3Iо от фазы попадает в схему и может вызвать срабатывание.
Если к НН не подключена нагрузка ее смело можно выбросить из схемы ДЗТ.
04.03.2010 08:18
Цитировать
 
LIK +53
 
Сообщения: 1927
Регистрация: 22.08.2008
Откуда: Киев
Интересно, я напомнил о возможной неисправности в части ДЗТ, но как-будто не для этого случая. А получается, это может быть причиной неисправности именно для этого случая. Ведь если было 1ф. к.з. в сети 220 кВ, и ТТ 220 кВ соединены в звезду, то 3Iо не фильтруется. А нейтраль АТ обмотки 500-220 кВ наверняка заземлена, вот и была подпитка от 3Iо к ТТ-220 через эту нейтраль. А к.з. близкое. И, насколько я знаю, это в РНТ 56_- ДЗТ-1_ относительно грубая защита. А в ДЗТ-23 уставки такие, что защита чувствительная. Вот и могло быть срабатывание от этого 3Iо.Слава и R14 подтверждают эти соображения.
Правда, может я не всю схему знаю, и фильтрация 3Iо все же есть. Тогда другие причины работы ДЗТ.
04.03.2010 09:13
Цитировать
 
R14 +46
 
Сообщения: 677
Регистрация: 06.12.2007
Сразу не заметил схему соединения ТТ.
В такой схеме, когда на стороне НН ТТ встроены в фазу, ТТ со всех сторон собираются в звезду. Тогда 3Iо от НН попадает в схему защиты и если НН неправильно сфазирована может быть излишняя работа.
В такой схеме 3Iо как раз компенсируется от ТТ НН о чем писал LIK.
04.03.2010 09:32
Цитировать
 
LIK +53
 
Сообщения: 1927
Регистрация: 22.08.2008
Откуда: Киев
Если группы соединений АТ-500/220/10 – Y/Y/D,то чтобы не было угловой погрешности и была фильтрация 3Iо, ТТ должны собираться так:
-ТТ-500 - треугольник;
- ТТ-220 - треугольник;
-ТТ-10 - звезда.
Правда, если 10 кВ не входит в зону дифзащиты, то все то же самое, только без 10 кВ.
А если ТТ-500 и ТТ-220 – звезда, происходит то, о чем я говорил в предыдущем посте.
04.03.2010 09:49
Цитировать
 
Ответить  Следующая »

Переход:      
 
 
Powered by communityHost.ru v3.2