Поскольку в соседней теме начали грозиться углубиться в математику и тервер (не то, чтобы я в этом ничего не понимаю, но обучение в школе с углубленным изучением математики и пять семестров вышки в универе выработали у меня стойкую аллергию к данному предмету). А посему предлагаю уважаемым коллегам обсудить нечто более прикладное, а именно взаимодействие контроля токовых цепей и, для простоты, диф защиты генератора или трансформатора (оставим дифзашиту шин за пределами данного обсуждения).
Итак - контроль исправности токовых цепей должен
а) блокировать работу защиты и выдавать сигнал неисправности
или
б) работа дифзащиты не блокируется и выдаётся сигнал неисправности.
Слава, спасибо - я начинаю чувствовать себя лучше. В последнее время ВСЕ проекты, с которыми приходится работать, блокируют работу дифф защиты. Пусть взорвётся трансформатор тока, но защита излишне не сработает. За повышение надёжности, так сказать.
Два месяца назад, перед нами встал такой вопрос, единогласно все сказали "НЕ БЛОКИРОВАТЬ". Очень страшное решение, имхо взять и заблокировать ДЗТ, ДЗМ или ДЗГ. У меня рука не поднимется.
Мне как-то пришлось иметь дело с такими уставками REB-670:
«Первичный дифференциальный ток срабатывания защиты – 300 А. Первичный дифференциальный ток для сигнала о превышении дифференциального тока свыше допустимого (без блокировки ДЗШ)– 50 А Первичный дифференциальный ток для функции обнаружения обрыва в токовых цепях – (с блокировкой ДЗШ) -100 А Первичный дифференциальный ток, при котором ДЗШ не блокируется – 2500 А».
Сразу скажу в оправдание – считали не мы. В том устройстве, называемом «интеллектуальным» расчетчики слабо задействовали интеллект. В то же время, они взяли некоторые рекомендации производителя. То есть видно, что при малых токах (нагрузка) ДЗШ не блокируется; при токах , которые могут получаться при внешнем к.з. – блокируется; при токах, когда это явно токи к.з по величине – не блокируется. Не утверждаю, что все правильно, просто – инфа для мыслей.
zloi> Пусть взорвётся трансформатор тока, но защита излишне не сработает. За повышение надёжности, так сказать.
Взрыв ТТ далеко не всегда будет. А вот если ток большой, в шкафу или в любом тонком месте так пыхнет. Однажды пускали 12МВт синхроный движок на 6.9кВ, одна цепь осталась открытой в шкафу, пламя так полыхнуло, все клемники рядом сразу выгорели и перемычки расплавились, хорошо кнопка аварийного стопа рядом с рукой была. ТТ остался целый. В другой раз при проверки обтеканием ДЗТ отлетел провод на самом реле, токи были небольшие, пожара не было, но сразу везде где проходила через клеммники эта фаза, искры посыпались и завоняло озоном.
Считаю, что в дифзащитах тр-ров, генераторов и ВЛ блокировка защиты при обрыве токовой цепи не только не нужна, но и вредна. Обрыв токовой цепи является аварийным параметром, особенно для ТТ с номиналом 1А, где обрыв даже с небольшим током нагрузки загоняет ТТ в глубокое насыщение. Чем быстрее отключится присоединение с поврежденными токовыми цепями тем лучше. В противном случае можно получить и взрыв ТТ, а последствия известны из Чагинской аварии. И отстраивать защиту от нагрузочного тока, как это некоторые делают, также вредно по той же причине. И только в ДЗШ надо блокировать защиту, так как там отключать систему шин из за повреждения цепей тока одного присоединения не надо. А блокировать ДЗШ можно смело, так как сейчас устанавливается по два комплекта ДЗШ.