Советы бывалого релейщика

Форум посвящен вопросам релейной защиты и автоматики. Обмену опытом эксплуатации РЗА. Общению релейщиков ЕЭС России.



Советы бывалого релейщика » Защита кабельных линий 110кВ

 Следующая »
Грозозащитный трос -проблема с учетом в Хо
Автор
Сообщения
альбертович
 
Сообщения: 87
Регистрация: 29.01.2009
Грозозащитный трос - что это?

Говорим о линиях 330-500кВ, с двумя тросами.
Из РУ следует, какое большое влияние имеет наличие троса, заземленного с двух сторон на величину Хо.
Предполагается, что на ВЛ 330-500кВ трос заземлен на одном конце – все остальное искровые промежутки?
Однако в реальности, кто знает, что делают первичники при обрыве троса в каком-то пролете (при длине ВЛ- 200-300км).
Есть ли вероятность «приваривания искровых промежутков»?
Этот вопрос, кстати возник, при эксплуатации прибора ИМФ-Р (в него закладывается Хо). При Хо- без троса, расстояние до места к.з. на 20-30% ближе от ПС. Заложил Хо, с учетом троса (Хо меньше). Результаты удовлетворительные.
Какие проблемы у Вас с тросами? С уважением.
12.02.2009 17:29
Цитировать
 
releyka +22
 
Сообщения: 301
Регистрация: 05.04.2007
Размер искрового промежутка 40мм, приварится не реально. Грозотрос на ВЛ 330-500кВ заземлятся при подходе к ПС и может дополнительно заземлятся на анкерах. У ЛЭПовцев должен быть проект линии и указаны все точки где грозотрос заземлен. Если грозотрос разрезан на участки и каждый участок заземлен с одного конца а дальше искровые промежутки, то он не учитывается при расчете Хо. В любом случае нужна реальная схема заземления грозотроса.
13.02.2009 03:28
Цитировать
 
CLON +32
 
Сообщения: 588
Регистрация: 03.10.2007
Откуда: Latvia
Альбертович - учет тросов обязателен для таких линий. Мало того, если тросы различны - оптика и сталь, то расчет несколько усложняется. У меня есть теоретические выкладки по расчетам таких линий (если нужно, томогу скинуть на мыло).

Экспериментально было установленно, что искоровой промежуток в грозозащитном тросе пробивается при токах однофазных КЗ (при КЗ на землю) в линии более 600-700 А.

В действительности, если Вы не учитывали влияние тросов на сопротивление нулевой последовательности линии Х0, то из-за уменьшения реального значения коэффициента компенсации тока нулевой последовательности реальные КЗ будут ближе на 20-40% от замеренного. 20%-25% в сетях 330 кВ и 25-40% в сети 110 кВ.

Это так же может приводить к неселективной работе ДЗ (фаза-земля), и как правило ДЗ-1 зона может вылазить на конец линии.
13.02.2009 10:02
Цитировать
 
CLON +32
 
Сообщения: 588
Регистрация: 03.10.2007
Откуда: Latvia
releyka> Если грозотрос разрезан на участки и каждый участок заземлен с одного конца а дальше искровые промежутки, то он не учитывается при расчете Хо. В любом случае нужна реальная схема заземления грозотроса.

Это не верно, экспериментально было установленно, что искровые промежутки пробиваются при токах КЗ нулевой последовательности более 600-700А. Поэтому для сетей 330-500кВ, где токи КЗ гораздо больше учет влияния тросов при расчетах КЗ необходим (обязателен).

В нормальных режимах (малый ток небаланса), влияне тросов не учитываются.
13.02.2009 10:07
Цитировать
 
альбертович
 
Сообщения: 87
Регистрация: 29.01.2009
CLON спасибо, Вы разъвеяли мои смутные подозрения,трос учтем, даже если он якобы заземлен с одной стороны. А методика расчета есть в РУ
13.02.2009 16:02
Цитировать
 
ZY3 +2
 
Сообщения: 76
Регистрация: 01.04.2007
Искровой промежуток пробьет только, если наведенного напряжения для этого хватит. Самое большое напряжение на трос наводится, если к.з. несимметричное. На линиях 500 кВ токи к.з. больше, но и расстояния до тросов тоже больше => при равных условиях наведенное напряжение будет меньше. Величина наведенного напряжения зависит от геометрии опоры, величины максимального тока в фазе при к.з. и длины участка с тросом.

Длина участка с тросом должна быть такой, что бы при к.з. искровой промежуток не пробивался. Если есть устройство для плавки гололеда трос везде изолируется. [1, стр.73].

Литература:
1. Юриков П.А. Защита ЛЭП от грозовых перенапряжений. Б-ка электромонтера. Вып 552.
13.02.2009 21:09
Цитировать
 
releyka +22
 
Сообщения: 301
Регистрация: 05.04.2007
ПУЭ гласит: На каждом анкерном участке длиной до 10 км тросы должны быть заземлены в одной точке путем устройства специальных перемычек на анкерной опоре. При большой длине анкерных пролетов количество точек заземления в пролете выбирается таким, чтобы при наибольшем значении продольной электродвижущей силы. наводимой в тросе при КЗ на ВЛ, не происходил пробой искровых промежутков на ВЛ.
14.02.2009 03:00
Цитировать
 
ZY3 +2
 
Сообщения: 76
Регистрация: 01.04.2007
ПУЭ как раз опирается на эту книжку скорее всего. Прям дословно почти совпадает.

Литература:
1. Юриков П.А. Защита ЛЭП от грозовых перенапряжений. Б-ка электромонтера. Вып 552.
14.02.2009 09:14
Цитировать
 
CLON +32
 
Сообщения: 588
Регистрация: 03.10.2007
Откуда: Latvia
Вчера посмотрел, сколько удельная взаимоиндукция между проводами и тросами, получилось что-то около:
ZПр-Тр=0.15+j0.97 Ом/км.

В результате на 1 км линии наводится напряжение пропорциональное току 3I0. Если ток КЗ 10 кА и длинна участка 10 км, то наведеться порядка 100 кВ, что гарантированно пробьет искровой промежуток.

Зная удельные параметры линии и напряжение пробоя искрового промежутка можно прикинуть с какого тока необходимо учитывать трос.

Для лини с двумя тросами - токи в тросах (в каждом) из-за влияния взаимоиндукции между ними будут уменьшаться.
14.02.2009 13:59
Цитировать
 
ZY3 +2
 
Сообщения: 76
Регистрация: 01.04.2007
CLON>В результате на 1 км линии наводится напряжение пропорциональное току 3I0. Если ток КЗ 10 кА и длинна участка 10 км, то наведеться порядка 100 кВ, что гарантированно пробьет искровой промежуток.

В формуле 2-83 РУ11 стр.39 просто I0.
15.02.2009 10:29
Цитировать
 
Ответить  Следующая »

Переход:      
 
 
Powered by communityHost.ru v3.2