Добрый вечер колегам по цеху. Прошу сказать из опыта какова вероятность работы дифзащиты понижающего тр-ра через включенный ЗОН-110 этого же тр-ра при близком внешнем коротком а именно на п/ст. Для прорисовки ситуации объясняю суть аварии. Проводились работы на 1с.ш. 110кВ сл. П/ст В работе 2Т, 1Т в резерве,В6 отключен. По окончании работ вводили данную секцию шин. При включении рем.-перемычки 1с.ш. 110кв (РРП1 на схеме) произошло перекрытие изоляции разъеденителя всех трех фаз, визуально на землю и между собой. В результате отключился В1 от оперативного ускорения дист.з-ты, В4 нет пока информации, тр-р 2Т с трех сторон с блинкером дифзащиты. При раследовании аварии определили что выключатель В3 не довключился (или забыли включить), в последствии РРП1 включали под нагрузкой что и привело к вышеописанному.Питание со сторон выключателя В1 и В4. Во время преключений была сырая погода, туман, моросил дождь. Осцилограм нет никаких. Дифзащита выполнена на реле ДЗТ-11. Во время аварии земли в цепях опертока не зафиксировано. Схему первички прилагаю.
09.02.2009 23:08
mic61+15 Сообщения: 453 Регистрация: 07.04.2007 Откуда: Украина
Интересно. Путь для тока, вроде есть. А какие витки по стороне 110 на ДЗТ, и Ктт той же стороны?
РТФ Взгляните на это обсуждение. http://rza.communityhost.ru/thread/?thread__mid=423233034. Конечно есть разница, у Вас внешнее КЗ на высокой стороне Т. Пришлите пожалуйста больше данных. В теории такое могло быть, если один из ТТ был в насыщении из за переходных процессов в результате дуги на PPП1.
В данном случае ток 3Iо, текущий от ЗОНа, в реле ДЗТ не должен прроходить. Токовые цепи ВН должны быть обязательно собраны в треугольник и этот самый 3Iо замыкается в треугольнике, не попадая в реле. Если цепи собраны правильно, то надо прогрузить ДЗТ током 3Iо и посмотреть что будет в реле.
По принципу действия ДЗТ не должна работать при внешних КЗ независимо от первичной схемы, в том числе от положения ЗОН. Маловероятна также ошибка в сборе токовых цепей, это выявилось бы при внешних КЗ на стороне среднего или низкого напряжения (впрочем, этих КЗ могло и не быть, в таком случае у вас великолепная распредсеть). Скорее всего, низкая изоляция или лишнее заземление токовых цепей как крайний случай. Было у меня как-то отключение ВЛ-220 при сварочных работах по этой причине. Или плохой контур заземления. Или то и другое вместе взятое. Какого возраста подстанция? Судя по первичной схеме - достаточно молодая, по состоянию оборудования - не очень. grsl>В теории такое могло быть, если один из ТТ был в насыщении из за переходных процессов в результате дуги на PPП1. Прорабатывали мы как-то эту версию всерьез при других обстоятельствах, причем с учетом и трудов классиков, и проектов нормативных документов. Но когда невероятное стечение обстоятельств повторилось второй раз за полгода, начали искать более прозаические причины.
Тут сложная ситуация. Данных для анализа кроме первичной схемы нет. Подождём РТФ с данными.
Евгений Георгиевич, хоть и написал в теории, к сожалению на практике таких случаев штук 5 было. Трудно отстроится, потому что ДЗТ-11 не знаю совсем, даже в институте уже ДЗТ-21 учили ( не то чтобы помнил что-то:lol. Вполне возможно что БНТ ненастроен правильно. Осцилограмм нет и не будет, потому процесс развития аварии никогда не узнаем. Подпитка .....вряд ли, нулевой ток, мало верится, на 110кВ КЗ на землю было в округе наверное десятки. Две земли, запросто.
Доброго дня. Спасибо всем за участие. Причина как оказалось банальная, doro как в воду смотрел. Месяц назад проводились работы На ТТ110 тр-ра 2Т, высоковольтные испытания ТТ, в процессе отдавались вторичные цепи от ТТ. Когда востанавливали цепи один из проводов вторичной обмотки ТТ диф. з-ты посадили в другую обмотку, а оставшийся в диф. з-ту. Обмотка с которой перепутали собрана в полную звезду, закорочена и заземлена, как и другие фазы этой группы обмоток. В результате вторая земля в токовых цепях. Ну думаю остальные данные только для информации предоставляю. П/ст старая около 67 г. Схема первички модернизировалась (и только что РРП доставили и все) тр-р 40МВт 115000/+-4*2,5%/38500+-2*2,5%/11 Uк ВН-СН=9,91 Uк ВН-НН=17,18 Uк СН-НН=6,18. тр-ры тоже где-то 60 г.в. Реле ДЗТ-11, тормозная обмотка включена на сумму 10 и 35 кВ. тр-ры тока: ТФНД110 300/5 Wраб=10в ; ТВ35 600/5 W1ур=7в ; ТПЛ10 1500/5 W2ур=8в ; Wт=5в. Токи кроткого при питании с п/ст В1 I(1)=930A I(3)=1102A.
Потом на работе соберу осцилограммы двух или трёх случаев которые иследовали мы, остальные были похожiе, но решали их по телефону , потому данных не сохранилось. Во всех случаях были или близкие ОАПВ или включение рядом друго транса на слабых линиях. А также один из случаев ложной работы ДЗМ с отличным графиком.