Советы бывалого релейщика

Форум посвящен вопросам релейной защиты и автоматики. Обмену опытом эксплуатации РЗА. Общению релейщиков ЕЭС России.



Советы бывалого релейщика » Выбор параметров настройки устройств РЗА » Компенсация емкостных токов в сетях 10 кВ.

 Следующая »
Ускорение ступеней дистанционной защиты и ТЗНП
Автор
Сообщения
Natalya
 
Сообщения: 2
Регистрация: 16.07.2008
Вопрос такой. По какому принципу выбирается ступень защиты для оперативного и автоматического ускорения? А также подскажите, пожалуйста, как выбрать время этих ускорений для ступеней дистанционной защиты и токовой защиты нп? Заранее спасибо, если кто поможет
04.08.2008 17:22
Цитировать
 
R14 +46
 
Сообщения: 677
Регистрация: 06.12.2007
В руководящих указаниях это подробно описано. Скажу, как принято у нас.
Автоматическое ускорение.
Принцип один. Как можно скорее отключить опробуемое присоединение. Ускоряется ступень или зона, берущая всю линию.
Т ускорения ДЗ берется 0 с, так как при опробовании нечего бояться, что в это время будут КЗ на других присоединениях.
Т ускорения защит от КЗ на землю берется исходя из отстройки от 3Jо, возникающего при неодновременном включении фаз выключателя (при замыкании транзита ВЛ, или если вместе с ВЛ включается трансформатор с заземленной нейтралью).

Для выключателей с трехфазным приводом на электромеханических защитах (ЭПЗ и т.д.) время берется равным нулю, так как разновременность включения фаз очень мала и токовые реле за это время не успевают сработать. Для быстродействующих защит (на микроэлектронной базе или микропроцессорные) это время следует брать равным 50-70 мс.

Для выключателей с пофазным приводом можно взять время, равное 0,2-0,3 с. Или необходимо из паспорта выключателя взять разновременность включения, прибавить к нему запас 0,1с и брать это время в качестве ускорения защит от КЗ на землю.

Из опыта знаю, что иногда ускорение защит от КЗ на землю принималось равным 0,5 с, независимо от выключателя. Это не совсем правильно, так как тяжелые выключатели (МКП или У) имеют время включения до 0,8 с. Цепь ускорения вводится сразу при подаче команды на включение (время отпадания РПО и срабатывания РПУ) и действует 0,8 или 1,3 с. То есть, при включении на КЗ такими выключателями, цепь ускорения разбирается раньше, чем сработает защита по цепи ускорения.

Оперативное ускорение.
Ускоряются опять таки ступени, берущие все присоединение.
Время выбирается исходя из того, для чего используется оперативное ускорение. Если такое ускорение вводится на время когда на другой стороне ВЛ оперируют разъединителем, то время берется 0 с.
Если ускорение вводится надолго (например при выводе из работы ДФЗ) то тут надо взять ступеньку и поставить 0,5 с.

На резервных защитах автотрансформаторов (тр-ров) иногда вводится оперативное ускорение при выводе ДЗШ. В этом случае также надо брать 0,5 с.
04.08.2008 19:39
Цитировать
 
papuas +8
 
Сообщения: 161
Регистрация: 29.03.2007
Назначение ОУ и АУ разное. Начнем с АУ, которое предназначено для уменьшения времени действия токов КЗ при включении оборудования под напряжение. Для ускорения выбирается ступень у которой Кч примерно равен 2 при КЗ в конце защищаемой зоны (конец ВЛ или шины НН трансформатора). Уставка по времени должна быть минимально возможная. Если по величине уставка не отстроена от бросков тока намагничивания трансформатора (ов) (ВЛ с отпайками или в блоке с АТ), то время увеличивают до 0,5. Как правило для ДЗ это 2 зона, для ТЗНП 2 или 3 ступень (та которая защищает ВЛ в минимальном режиме питания сети со стороны где выбирается ступень). Время на которое ступень ускоряется зависит от времени включения выключателя и схемы АУ. У нас от 0,8 до 1,9 . 1,9 для выключателя У-220 ( он слишком долго включается). Иногда по режиму или по желанию ДС опробование ВЛ может с противоположной стороны и что бы не связываться с выводом и вводом в работу АУ целесообразно использовать контроль наличия напряжения на ВЛ. Т.е. если есть напряжение на ВЛ, то цепь АУ блокируется.. Это позволяет избежать отстройки по времени или величине от небалансов от токов нагрузки возникающих при замыкании транзита.
ОУ несколько отличается от АУ, хотя выбор уставки аналогичен выбору уставки АУ. Здесь несколько особенностей.
1. ОУ вводится при выводе основной быстродействующей защиты. Может быть два варианта – а) по условию устойчивости генераторов уставка по времени должна быть не более определенной величины. Её должны задать режимщики (как правило это относится к ДЗ, но бывает и для ТЗНП);
- б) ограничений по устойчивости нет – уставки по времени от 0,1 до 0,5, предпочтительнее 0,5 так как кой какая селективность с первыми ступенями и или с основными защитами смежных элементов соблюдается.
2. ОУ вводится по режиму при включении ремонтной перемычки на смежной ПС. Выбор времени ОУ зависит от того как далеко чувствует ускоряемая ступень и как она отстроена от бросков тока при включении ВЛ под напряжение.
3. ОУ вводится при переключениях на смежной ПС. Однозначно время 0,1 для обеспечения безопасности + вывод АПВ. Ну и естественно имеем на это время неселективность.
Вообще то все хорошо расписано в РУ по выбору уставок защит.
PS Пока сочинял R14 уже все рассказал. Согласен с его ответом.
04.08.2008 23:47
Цитировать
 
Nikita +38
 
Сообщения: 2072
Регистрация: 30.03.2007
Откуда: Санкт-Петербург (Колпино) Почта: nlyubimov@mail.ru
Упомянутое руководящее указание и все остальные можно скачать с сайта Службы РЗА СО ЦДУ ЕЭС России

.
Фотохост РЗиА Вконтакте Ретро-РЗиА Музей РЗА
05.08.2008 00:40
Цитировать
 
R14 +46
 
Сообщения: 677
Регистрация: 06.12.2007
Уважаемый papuas!
Вы рассказали немного лучше. Да я еще ошибся в выражении (поправляюсь). «Цепь ускорения вводится сразу при подаче команды на включение (время отпадания РПО и отпадания РПУ (написано срабатывания РПУ)) и действует 0,8 или 1,3 с».
А вообще интересен подход к вводу оперативного ускорения, и тут можно подискутировать.
Например, Мосэнерго вводит оперативное ускорение резервных защит ВЛ всегда при выводе ДФЗ (основных защит).
У нас это не принято. Зачем иметь лишнюю неселективность. Мы вводим оперативное ускорение только тогда, когда при трехфазных КЗ в конце 1 зоны напряжение на генераторах снижается ниже 0,6 номинала. То есть, не допускаем длительных КЗ, которые могут привести к нарушению устойчивости генераторов.
В литературе иногда говорят об устойчивости нагрузки. Но мне это не совсем понятно. При трехфазном КЗ какая-то часть нагрузки всегда будет иметь напряжение меньше 0,6 номинала. Все зависит от режима сети. Если все СВ и ШСВ везде включены и сеть имеет много связей, то этот район может быть очень большим.
И вот тут я давно бьюсь как рыба об лед с предложением о режиме сети. Считаю, что для повышения устойчивости нагрузки, там где это возможно, СВ и ШСВ надо отключать.
Повышается устойчивость нагрузки, снижаются токи КЗ, и проще осуществить выбор защит. Службы режимов почему-то это не понимают, и для получения меньших потерь в сети включают все что ни попадя, превращаю достаточно большие районы в одну точку. И при длительном трехфазном КЗ в любой точке данного района вся нагрузка теряет питание. У нас это не так давно произошло. Но выводы были сделаны совершенно другие.
На мой взгляд, требуется какой-то руководящий документ, о режимах сети.
05.08.2008 08:33
Цитировать
+1  
falcon +92
 
Сообщения: 2133
Регистрация: 20.04.2007
Откуда: НАШ НОВЫЙ ФОРУМ: http://rzia.ru
to R14 +1

Кстати, где-то тут был Форум режимщиков ...

НАШ НОВЫЙ ФОРУМ: http://rzia.ru
05.08.2008 09:28
Цитировать
 
ShSF +12
 
Сообщения: 301
Регистрация: 25.06.2007
papuas>2. ОУ вводится по режиму при включении ремонтной перемычки на смежной ПС.
Лучше не использовать. Мы от этого отказались, так как дежурный персонал регулярно забывал выводить это ОУ. А шишки доставались нам.
ОУ при выводе ДФЗ используем на ВЛ отходящих от эл. станций или на ПС близких к станциям по условиям устойчивости генераторов. Все это задают режимщики, в том числе и время ОУ. Мы выбираем только ступень какую надо ускорить.
05.08.2008 10:55
Цитировать
 
Natalya
 
Сообщения: 2
Регистрация: 16.07.2008
Спасибо! Спасибо огромное всем вам за ответы!!! Информация от людей полнее и полезнее, чем из книжек. В руководящих указаниях я искала ответы на эти вопросы, но почему-то про выбор времени ускорения ничего не нашла. Наверно плохо искала, постараюсь еще раз по внимательней.
В моем случае окончательные уставки тоже будет выдавать служба режимов, но при выдаче заказчику рабочей документации требуется задать проектные уставки.
Еще раз огромное спасибо за помощь и ссылки, какие чудесные люди на этом сайте!
05.08.2008 11:14
Цитировать
 
Модераторы форумов
grsl +101
 
Сообщения: 4577
Регистрация: 04.03.2008
Откуда: http://rzia.ru/
Все зависит от режима сети. Если все СВ и ШСВ везде включены и сеть имеет много связей, то этот район может быть очень большим.
R14>И вот тут я давно бьюсь как рыба об лед с предложением о режиме сети. Считаю, что для повышения устойчивости нагрузки, там где это возможно, СВ и ШСВ надо отключать.
R14>Повышается устойчивость нагрузки, снижаются токи КЗ, и проще осуществить выбор защит. Службы режимов почему-то это не понимают, и для получения меньших потерь в сети включают все что ни попадя, превращаю достаточно большие районы в одну точку. И при длительном трехфазном КЗ в любой точке данного района вся нагрузка теряет питание. У нас это не так давно произошло. Но выводы были сделаны совершенно другие.


Согласен целиком и полностью, только режимщики никого не слушают, они бесперебойности питания добиваются и стабильности системы.
Защиты все накрученней и накрученней, а толку мало, аварии грандиозней и грандиозней.
В сетях не знаю, а на крупных заводах почти везде уговорили кольца разорвать, лучше стало и накручивать с расчётами и защитами не надо.
Но больше АВР используем.

Новый Форум "Советы Бывалого Релейщика"
http://rzia.ru/
06.08.2008 20:35
Цитировать
 
Модераторы форумов
Stepanov +11
 
Сообщения: 219
Регистрация: 17.05.2007
Откуда: Чебоксары
papuas>Иногда по режиму или по желанию ДС опробование ВЛ может с противоположной стороны и что бы не связываться с выводом и вводом в работу АУ целесообразно использовать контроль наличия напряжения на ВЛ. Т.е. если есть напряжение на ВЛ, то цепь АУ блокируется.. Это позволяет избежать отстройки по времени или величине от небалансов от токов нагрузки возникающих при замыкании транзита.

Казалось бы простой вопрос, но у нас возник спор: Надо ли продлевать на время ввода ускорения контроль отсутствия напряжения на линии? Потвердите или опровергните, пожалуйста.

.
http://rzaselect.ru
10.12.2010 23:04
Цитировать
 
Ответить  Следующая »

Переход:      
 
 
Powered by communityHost.ru v3.2