alexeyka_2003 Сообщения: 22 Регистрация: 17.09.2008 Откуда: г. Чебоксары
Уважаемые коллеги, такой вот интересный вопрос у меня возник по схеме первичных соединений 5Н. Исходя из типовой схемы ТН на ней устанавливаются в линию. Один человек предложил перенести ТНы за выключатели линейные, фактически уже на ввод ВН трансформатора, мотивируя это удобством вывода в ремонт этих ТН. Может вы подскажете как можно ответить этому человеку чем плохо так делать? Где-то в глубине души у меня стойкое ощущение что так неправильно, а вот аргументы мозг никак не рождает.
Если перенесете ТН за выключатели не сможете контролировать напряжение ВЛ при переходе на РП и выводе из работы трансформаторного выключателя а для АПВ и автоматического ускорения защит с контролем напряжения ВЛ потребуется установка ШОН в линию. Для удобства ремонта необходимо установить дополнительный разъединитель для ТН в линию, тогда для вывода ТН не потребуется выводить в ремонт другое первичное оборудование.
Всё-таки лучше оставить их как "ТН на линии". Насколько я понимаю, схема 5Н - это мостик с включателями в цепи тр-ра? Если перенести ТН за выключатель тр-ра, то при отключении тр-ра (например, от газовой защиты) защита линии остаётся без напряжения, и ДЗ может подействовать неправильно (были такие примеры). Понадобится ШОН (два ШОНа!) в этом случае для АПВ секционного выключателя. Современные ёмкостные ТН не особенно нуждаются в ремонте и ТО, их проверку вполне можно совместить с отключением линии. Такие отключения на день-два в год есть всегда, особенно на линиях со стеклянной изоляцией. Так что и на разъединителях в цепи ТН тоже можно съэкономить, мне кажется. Две такие ПС на транзите 220 кВ я помню. Иметь "шинный ТН" на ремонтной перемычке полезно, это здорово облегчит организацию контроля напряжения для АПВ при переходе на схему с рем. перемычкой, когда тр-ные выключатели становятся линейными, и ТН перемычки даёт напряжение "шин". К тому же этот ТН может служить резервным при неисправности линейного ТН (ТН секции). Такую схему использовал ЭСП в 80-х. Итого, на мой взгляд: ТН глухо, без разъединителя, на линию (фактически на секцию шин) и резервный ТН на ремонтную перемычку.
nkulesh>Иметь "шинный ТН" на ремонтной перемычке полезно, это здорово облегчит организацию контроля напряжения для АПВ при переходе на схему с рем. перемычкой, когда тр-ные выключатели становятся линейными, и ТН перемычки даёт напряжение "шин". К тому же этот ТН может служить резервным при неисправности линейного ТН (ТН секции). Такую схему использовал ЭСП в 80-х.
В схеме 5Н РП со стороны линий, трансформаторный выключатель не может быть линейным и ТН на РП для использования в схеме АПВ не нужен. Резервирование цепей напряжения осуществляется по стандартной схеме, с ТН смежной секции. Разъединитель для ТН в линию конечно роскошь, но бывает и полезен, ТН надо обслуживать а транзитную линию не дают в ремонт по перетокам а совмещение ТО не всегда бывает возможно ПС железнодорожная а линия ФСК (например).
Понятно, перемычка прямо на линии. А зачем такая схема? Мне кажется, она из прошлого, из времён ОД-КЗ. Ну, есть - значит, есть. Вот в схемах "мостик" о резервировании цепей напряжения стОит подумать. Резервировать цепи для АПВ нельзя, понятно. Значит, придётся установить 2 ШОНа (не со всеми терминалами АУВ получится, ЭКРА, например, на это не рассчитан). Или питать АПВ от нерезервируемых цепей напряжения, и выводить контроль напряжения в АПВ при резервировании, когда подаваемое на терминал (реле контроля напряжения и синхронизма схемы АУВ) напряжение перестанет быть напряжением "на шинах" (если напряжение на линии - от ШОН, а на шинах - от ТН другой секции). Если это вообще допустимо по режиму. С защитой тоже не всё так просто. В нормальном случае в уставках выбираем "ТН на линии". А если перевести цепи напряжения на питание от ТН, который "за спиной", то это уже "ТН на шинах". Уставки, возможно, придётся менять. Вот тут и пригодился бы третий ТН, ТН на РП, который (вместе с рем. перемычкой) можно подключать к той секции (линии), ТН которой выводится или просто необходимо резервировать. Вообще эти мостики - такая морока. Это Вы ещё про УРОВ не задумывались.
06.07.2010 07:37
alexeyka_2003 Сообщения: 22 Регистрация: 17.09.2008 Откуда: г. Чебоксары
Мда. Спасибо за довольно развернутые ответы. Только один нюанс все-таки, коллеги. В схеме 5Н выключатели все же линейные ведь. Я понял про проблемы с ДЗ и АПВ. Все таки значит ТН оставить линейным.
А сколько же выключателей в этой схеме 5Н? Два линейных, трансформаторные и секционный? С какой стороны рем. перемычка? Чем эта схема отличается от одной рабочей секционированной системы шин? Тогда уж ТН на шинах, и ШОН на линии. И резервировать ТН можно и дОлжно. Хорошо бы схему увидеть, в общем.